После более глубокого ознакомления с ТРИЗ остался неприятный осадок. Но я не буду критиковать ТРИЗ, это дело не
благодарное,в ТРИЗ работают замечательные, неординарные люди, к тому же ТРИЗ не нечто застывшее, а развивающаяся
система и во что она преобразится в будущем не известно.
Лучше я предложу совершенно другую систему , которая частично перекроет часть задач решаемых ТРИЗ. И кроме того
позаимствует из ТРИЗ некоторые приёмы, хотя в сильно модифицированной форме.
Сравнений с ТРИЗ я приводить не буду, так как отличия между системами фундаментальные, как в подходе к решению задач,
так и в подходе к психологическим критериям, например исключено понятие -Противоречие, как избыточное.
Для начала Определюсь с терминами и понятиями:
Изобретательская задача - это СОЗДАНИЕ объекта с определённой функциональностью, [ НЕ ТРИВИАЛЬНЫМИ решениями] .
Проще говоря - СОЗДАНИЕ объекта с набором определённых функций.
Пояснение:
Так как объект может быть любой природы, то теория применима для решения задач в любой области ( универсальность), от
железа до экономики и социологии, и прежде всего информационных систем.
Если для задачи есть тривиальное решение, то это в принципе не изобретательская задача ! Эта формулировка чётко
разграничивает специалистов и изобретателей. В некоторых аспектах это не корректно, но эффективно.
Что бы этот казус никого не смущал, я ввёл квадратные скобки в формулировку, а нетривиальность решений вынес в название
системы.
Моя система называется СНРИЗ- Система нетривиальных решений изобретательских задач.
( В СНРИЗ для краткости будем говорить не изобретательская задача, а просто задача)
Ещё пару слов о нетривиальности... Из-за того, что СНРИЗ рассматривает только нетривиальные решения, то нельзя говорить о
идеальности конечных решений, так как идеальное решение может быть тривиальным. Но это только на первый взгляд. Так как в
принципе очень сложно разделить на то, что тривиально, а то, что не тривиально, это в большей степени проблема
психологическая. То есть если обычного специалиста обучить СНРИЗ, то многое из того, что для него до обучения было
нетривиальным, станет тривиальным. В общем то задача СНРИЗ расширять сознание, и эта задача возможно даже не менее
важная чем основная ( решение изобретательских задач). В итоге суть СНРИЗ сделать нетривиальное тривиальным!
Определение решаемости задачи. - Этот вопрос за рамками СНРИЗ, так как определить есть ли решение задачи или его нет не
всегда возможно , хотя бы из того, что ещё не всё известно, так сказать ограниченность знаний, и методов оценки.
СНРИЗ не имеет единого алгоритма решения задач. Это связано с универсальностью системы. Методы выбираются только на
основе анализа конкретного объекта задачи. Не допускается абстрагирование от физической природы объекта задачи.
Анализ заключается прежде всего в поиске ресурсов.
пояснение:
Ресурс -это вещественные (материальные) и информационные возможности, для решения задачи.
Метод -это способ решения задачи. В одной задаче может использоваться несколько методов.
Для объектов разной природы нужно создавать собственный инструментарий состоящий из ресурсов и методов.
Но существуют методы которые применимы для большого разнообразия объектов и их в принципе с натяжкой можно назвать
универсальными.
Все методы можно разделить на два класса:
1) Методы для решения задачи.
Например:
Метод Подготовки - набор действий заранее изменяющий ресурсы для решения задачи.
Метод Протезы - добавление дополнительных объектов . ( очень актуально при создании баз данных, в программировании, или
в каких-то передаточных механизмах в механике).
Метод Триггера- наделение объекта свойствами переключения функционала.
ит.д.
2) Методы для оптимизации решения задачи.
Например:
Метод Многозадачности- когда один и тот же объект в сложных системах используется для разной функциональности.
Или Метод Побочных эффектов ( подметод метода Многозадачности), заключающийся в использовании не только полезного
функционала, но и побочных эффектов, часто "вредных" при рассмотрении с тривиальных подходов.
Одна из задач развития СНРИЗ это поиск методов для объектов различной природы. Количество методов ограничивается
только природой и фантазией.
В рамках СНРИЗ все решения должны проходить экспертизу на БЕЗОПАСНОСТЬ. Минимальное требование безопасности это
-"защита от дурака" .Все остальные требования по безопасности определяются законодательством в той области в которой
будет применяться решение задачи.
Так как требования по безопасности изначально добавляются к решаемой задаче, то однозначно усложняют её, и могут
привести даже к не решаемости. Это надо учитывать.
Введение в СНРИЗ экспертизы безопасности спорный вопрос, но на данном уровне развития цивилизации может оказаться
полезным... Повторюсь это спорный вопрос, но на правах автора этой системы я принял такое решение и рассчитываю на
понимание последователей.
СНРИЗ требует от тех кто её использует особого способа мышления, которое заключается в определённом наборе качеств.
Прежде всего это любознательность , это ключевое качество, как бы двигатель развития, саморазвития.
Во вторых синергетическое мышление. Но так как такое мышление требует знаний в различных дисциплинах, то требуется много
учиться, не выходить из библиотек. К счастью интернет довольно полезная вещь, по интернету можно смотреть видеолекции,
учиться на онлайн курсах.
О развитии СНРИЗ.
1) Поиск методов решения задач применительно к природе объектов.
2) Создание моделей объектов. ( Очень спорное направление. Но например в программировании, прототипирование может
быть очень эффективным,а также и в цифровой электронике, дизайне и т.д.).
3) Создание и развитие методов экспертизы решений задач.
4) Методы психологической подготовки.