Будем работать с простеньким  геймпадом.
Для начала прощу прогуляться на  http://rsdn.ru/article/multimedia/joystick.xml
Это Сишный ресурс, но довольно подробно описаны  функции.
нам понадобятся не все.
Для начала програмка на Бейсике, которая как раз демонстрирует как это всё работает.
На форму ничего не надо ложить :) только вставте код:
Const JOY_BUTTON1 = &H1
Const JOY_BUTTON2 = &H2
Const JOY_BUTTON3 = &H4
Const JOY_BUTTON4 = &H8
Const JOYERR_BASE = 160
Const JOYERR_NOERROR = (0)
Const JOYERR_NOCANDO = (JOYERR_BASE + 6)
Const JOYERR_PARMS = (JOYERR_BASE + 5)
Const JOYERR_UNPLUGGED = (JOYERR_BASE + 7)
Const MAXPNAMELEN = 32
Const JOYSTICKID1 = 0
Const JOYSTICKID2 = 1

Private Type JOYINFO
   X As Long
   Y As Long
   Z As Long
   Buttons As Long
End Type
Private Type JOYCAPS
   wMid As Integer
   wPid As Integer
   szPname As String * MAXPNAMELEN
   wXmin As Long
   wXmax As Long
   wYmin As Long
   wYmax As Long
   wZmin As Long
   wZmax As Long
   wNumButtons As Long
   wPeriodMin As Long
   wPeriodMax As Long
End Type

Private Declare Function joyGetDevCaps Lib "winmm.dll" Alias "joyGetDevCapsA"

(ByVal id As Long, lpCaps As JOYCAPS, ByVal uSize As Long) As Long
Private Declare Function joyGetNumDevs Lib "winmm.dll" () As Long
Private Declare Function joyGetPos Lib "winmm.dll" (ByVal uJoyID As Long, pji

As JOYINFO) As Long
Private Function GetJoystick(ByVal joy As Integer, JI As JOYINFO) As Boolean
   If joyGetPos(joy, JI) <> JOYERR_NOERROR Then
      GetJoystick = False
   Else
      GetJoystick = True
   End If
End Function
'  If IsConnected is False then it returns the number of
'  joysticks the driver supports. (But may not be connected)
'
'  If IsConnected is True the it returns the number of
'  joysticks present and connected.
'
'  IsConnected is true by default.
Private Function IsJoyPresent(Optional IsConnected As Variant) As Long
   Dim ic As Boolean
   Dim i As Long
   Dim j As Long
   Dim ret As Long
   Dim JI As JOYINFO

   ic = IIf(IsMissing(IsConnected), True, CBool(IsConnected))

   i = joyGetNumDevs

   If ic Then
      j = 0
      Do While i > 0
         i = i - 1   'Joysticks id's are 0 and 1
         If joyGetPos(i, JI) = JOYERR_NOERROR Then
            j = j + 1
         End If
      Loop

      IsJoyPresent = j
   Else
      IsJoyPresent = i
   End If

End Function
'  Fills the ji structure with the minimum x, y, and z
'  coordinates.  Buttons is filled with the number of
'  buttons.
Private Function GetJoyMin(ByVal joy As Integer, JI As JOYINFO) As Boolean
   Dim jc As JOYCAPS

   If joyGetDevCaps(joy, jc, Len(jc)) <> JOYERR_NOERROR Then
      GetJoyMin = False

   Else
      JI.X = jc.wXmin
      JI.Y = jc.wYmin
      JI.Z = jc.wZmin
      JI.Buttons = jc.wNumButtons

      GetJoyMin = True
   End If
End Function
'  Fills the ji structure with the maximum x, y, and z
'  coordinates.  Buttons is filled with the number of
'  buttons.
Private Function GetJoyMax(ByVal joy As Integer, JI As JOYINFO) As Boolean
   Dim jc As JOYCAPS
   If joyGetDevCaps(joy, jc, Len(jc)) <> JOYERR_NOERROR Then
      GetJoyMax = False
   Else
      JI.X = jc.wXmax
      JI.Y = jc.wYmax
      JI.Z = jc.wZmax
      JI.Buttons = jc.wNumButtons
      GetJoyMax = True
   End If
End Function
Private Sub Form_Paint()
    'KPD-Team 1999
    'URL: http://www.allapi.net/
    'E-Mail: KPDTeam@Allapi.net
    Dim JInfo As JOYINFO
    'Clear the form
    Me.Cls
    'Print the information to the form
    Me.Print "Number of joysticks the driver supports:" +

Str$(IsJoyPresent(False))
    Me.Print "Number of connected joysticks:" + Str$(IsJoyPresent(True))
    GetJoystick JOYSTICKID1, JInfo
    Me.Print "Number of buttons:" + Str$(JInfo.Buttons)
    GetJoyMax JOYSTICKID1, JInfo
    Me.Print "Max X:" + Str$(JInfo.X)
    Me.Print "Max Y:" + Str$(JInfo.Y)
    Me.Print "Max Z:" + Str$(JInfo.Z)
    GetJoyMin JOYSTICKID1, JInfo
    Me.Print "Min X:" + Str$(JInfo.X)
    Me.Print "Min Y:" + Str$(JInfo.Y)
    Me.Print "Min Z:" + Str$(JInfo.Z)
End Sub
И запустите. Коментировать там нечего, всё очень просто.
А теперь реально поэкспериментируем с джойстиком, в данном случае геймпадом.
откроем новый проект, на форму кладём четыре лябеля и таймер, у таймера ставим интервал=100.
вставляем текст:
Private Declare Function joyGetpos Lib "winmm.dll" Alias "joyGetPos" (ByVal

uJoyID As Long, pji As JOYINFO) As Long
Private Type JOYINFO
         wXpos As Long
         wYpos As Long
         wZpos As Long
         wButtons As Long
End Type

Private Sub Timer1_Timer()
Dim JOYPOS As JOYINFO
     joyGetpos 0, JOYPOS

Label1 = JOYPOS.wXpos
Label2 = JOYPOS.wYpos
Label3 = JOYPOS.wZpos
Label4 = JOYPOS.wButtons

End Sub
 
запускаем и экспериментируем нажимая на геймпаде всё подряд.
на лябель 1  позиция по горизонтали  ( у меня влево=0 центр=32511 вправо 65535 )
лябель 2 позиция по вертикале
лябель три не пашет, это для навороченных джойстиков.
лябель 4 показывает код кнопки.
Короче всё на картинке.
Как вы поняли в программе достаточно только одной функции для реальной работы, но вся проблема, что джойстиков много и некоторые параметры могут отличаться, поэтому в серьёзной програме надо всё таки получать инфу о джойстике.

Ну вот и всё!
http://s55.radikal.ru/i149/1003/d8/f5a44219c624.jpg